Виды гаек, используемых в автомобиле

Автомобиль, как известно, является сложным техническим средством передвижения. При этом практически все его узлы и агрегаты представляют собой высокотехнологичные устройства со множеством функций и уникальными эксплуатационными качествами. И все части автомобиля, объединены в комплексную систему, которая обеспечивает безотказную работу транспортного средства в целом.

Чтобы достичь оптимальных параметров работы каждого из агрегатов, используются различные методы крепежа. Причем крепежные элементы – болты и гайки подбираются таким образом, чтобы не только создать прочное соединение, но и сделать удобным техническое обслуживание того или иного узла.

Наиболее распространенные виды гаек для автомобиля

В зависимости от функционального назначения каждого из элементов автомобиля в их конструкции могут применяться гайки различного типа. Они отличаются не только размером, но и формой. Если назначение стандартных гаек большинству автовладельцев понятно, то по использованию других типов крепежа нередко возникают вопросы и сомнения. Чтобы уверенно ориентироваться в теме автомобильного крепежа, необходимо знать типы гаек, их технические параметры и конструктивные особенности.

В конструкции автомобиля применяются гайки следующих типов:

  • Стандартная шестигранная;
  • Гайка с фланцем;
  • Приварная;
  • Коллекторная;
  • Самоконтрящаяся;
  • Самоконтрящаяся с фланцем;
  • Ступичная;
  • Колпачковая;
  • Гайка-заклепка;
  • Колесная гайка.

Стандартная шестигранная гайка

Является самым распространенным элементом крепежа в конструкции автомобиля. С её помощью осуществляется не только крепление, но и регулировка параметров работы отдельных узлов и систем. Данные гайки отличаются по диаметру, шагу резьбы, классу прочности, покрытию, высоте, размеру ключа. Иногда стандартная гайка нужна определенной высоты: к примеру высокие гайки используются в качестве муфты переходной, а низкие гайки часто используются на поводках стеклоочистителя. В ограниченных пространствах под капотом используются шестигранные гайки с уменьшенным ключом.

Гайка с фланцем

Применяется, как правило для крепежа деталей, в местах где необходимо обеспечить умеренное давление на место соединения. Фланец может быть гладким или иметь специальные насечки для предотвращения самопроизвольного отвинчивания. Часто такое соединение встречается в агрегатах, подверженных вибрации. Гайки с фланцем еще встречаются в форме несъемной шайбы, которая вращается. Гайки с фланцем используются в подвеске, на стойках амортизатора, на рулевой рейке, на креплениях рычагов и другие узлы. Эти гайки также отличаются по диаметру, шагу резьбы, высоте, размеру ключа, покрытию, а также по размеру фланца (внешний диаметр).

 Самоконтрящаяся гайка

Отличительная особенность такого типа крепежа заключается в том, что самоконтрящаяся гайка имеет специальную вставку из полимера. Их еще называют “гайка с нейлоном”. Благодаря ей создается дополнительное трение в резьбовом соединении, препятствующее отвинчиванию гайки от воздействия динамических нагрузок. Следует помнить о том, что повторное использование самоконтрящейся гайки снижает эффективность крепежа, а значит в деталях ходовой части автомобиля лучше использовать каждый раз новую гайку. Самоконтрящаяся гайка также может быть в форме эллипса, другое название – контровал.

Самоконтрящаяся гайка с фланцем

Одна и разновидностей предыдущего крепежного элемента, которая обеспечивает равномерное давление в местах соединения. При этом она также оснащена полимерной вставкой либо контровалом для устойчивости крепежного соединения. В автомобилестроении часто встречаются гайки без нейлоновой вставки и с мелкой резьбой. К примеру, у гаек немецкого концерна VAG используются гайки М10 с крупной резьбой и уменьшенным ключом: вместо ключа 17 у гайки М10 – ключ на 16. У каждого производителя свои особенности при производстве гаек.

 Коллекторная гайка

При сборке и установке коллектора, через который выводятся выхлопные газы используются особые виды крепежа с использованием коллекторных гаек. Поскольку данный узел подвержен не только динамическим нагрузкам от работающего двигателя, но и высоким температурам, то для его крепления применяют специальные коллекторные гайки. Они имеют медное или черное графитовое покрытие, что позволяет им противостоять термическому воздействию и влиянию агрессивных химических соединений. Важно отметить, что многие путают и называют их “медными”, коллекторные гайки чаще всего выполнены из закаленной стали и покрыты медью – омеднение. Различаются по диаметру, шагу резьбы, размеру ключа, высоте.

 Ступичная гайка

Представляет собой ответственный крепежный элемент. При помощи ступичной гайки осуществляется крепление ступицы с подшипником расположенном на оси. Ступичная гайка имеет особую конфигурацию и высоту. По своим характеристикам она способна выдерживать большую нагрузку. Для ее откручивания используются специальные головки.

Ступичные гайки (еще называют гайки на шрус) бывают разного типа. К примеру, корончатая. Для обеспечения прочности соединения ступичная гайка в форме “короны” имеет пазовые вырезы и фиксируется стопорным шплинтом. Также бывают ступичные гайки забивные (по краям забиваются от произвольного самооткручивания), с фланцем, с нейлоновой вставкой, с плавающей шайбой и другие.

Колпачковая гайка

Данный элемент крепежа имеет шестигранную головку и используется для защиты резьбового соединения от попадания влаги и химических веществ. Для того чтобы колпачковая гайка могла выполнять свои защитные функции на неё наносится антикоррозийный состав или используется нержавеющая сталь для её изготовления. Чаще всего используется в подкапотном пространстве.

Гайка-заклепка

Это своего рода заклепка с резьбой состоящая из втулки со скрытым, или открытым буртиком. Используются для скрепления тонких листовых материалов. В процессе монтажа заклепочной гайки на стержне образуется резьбовое соединение, что в свою очередь повышает прочность крепления. Используется чаще всего для установки порогов, накладок на крылья, молдинги и другие детали авто. Важная особенность данного типа соединения состоит в том, что установку получается сделать съемной. В отличие от соединения вытяжными заклепками, которые нужно будет высверливать и потом заново устанавливать. А в гайки-заклепки просто закручиваются винты соответствующего диаметра.

Колесная гайка

С помощью колесных гаек производится монтаж и крепление колесных дисков. Как правило такие гайки имеют сферическую, или коническую прижимную часть. Стоит учитывать, что профиль гайки должен соответствовать профилю на колесном диске. Таким образом обеспечивается правильная центровка на ступице. Чаще всего применяются конусные гайки (японцы, некоторые европейцы, американцы), которые отличаются шагом резьбы и размером балонного ключа. Митсубиси, Тойота, Лексус, Ленд Ровер, Ягуар используют гайки с плоской прижимной поверхностью диска – гайки с шайбой. Многие автомобилисты меняют родные диски на неоригинальные, красивые литые, кованные. На таких дисках в 99% случаев применяются конусные гайки.

Приварная гайка

Крепежная приварная гайка имеет шестигранную форму с тремя технологическими выступами по направлению ребер. Чаще всего при помощи такого крепежа соединяются элементы кузова. После закручивания гайки она в трех точках фиксируется при помощи контактной сварки.

Купить автомобильные гайки всех этих видов и другие крепежные элементы по лучшим ценам вы можете в интернет-магазине Автоболт прямо сейчас с возможностью доставки в любой город России. Остались вопросы? Позвоните нам по номеру телефона: 8 800 555 72 16. Все звонки по РФ бесплатные.


Статьи

© 2012- 2021 АВТОБОЛТ® – магазины автомобильного крепежа для иномарок и отечественных авто. Все права защищены. Использование материалов с сайта только с разрешения правообладателя.